Метод запоминания дат и исторических событий

Продолжаем готовиться к школе - еще один способ запоминания исторических дат и событий обнаружила на сайте http://www.1sentyabrya.ru/school/study/2006/09/01/articles_2176.html# и хочу поделиться.

Приемы улучшения памяти. Метод запоминания дат и исторических событий
Этот метод  основан на образном мышлении и творческой проработки запоминаемого материала.
Он до неприличия прост. Чтобы запомнить в каком году произошло то или иное событие, нужно сначала как следует представить себе какую-либо сцену, которая ассоциируется у вас с этим событием. Конечно, если в ваши задачи входит стать хорошим специалистом, или просто интересным человеком, с широким кругозором, то сначала нужно получить правильное представление об историческом событии (послушать, что говорит учитель на уроке, полистать учебник), а уж потом запоминать, в каком году оно произошло. Но даже если вы прогуливали историю весь год, и от события у вас в голове не осталось практически ничего, кроме названия, – это не проблема. То есть это проблема для вас, как для личности, которая не будет знать элементарных вещей, но для запоминания даты ваше невежество не будет иметь значения. Представляйте так, как получается. Ведь хоть какие-то ассоциации все равно возникают, а уж правильные они или нет, это другое дело.
Попробуем вместе представить себе какой-нибудь эпизод из истории, а что нужно будет делать дальше, разберемся по ходу. Давайте начнем с той даты, которая обычно стоит в начале списка «обязательных» дат на первом развороте всех школьных учебников по истории – Крещение Руси.
Как мы знаем, Крещение Руси – это не одноразовое событие, которое можно представить в моментальном фотографическом снимке. Это довольно продолжительный процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской  державы, который растянулся на несколько столетий. Но, тем не менее, когда мы слышим словосочетание «крещение Руси» какой-то образ возникает. Например, такой:
Река. Ясная погода. Много людей стоящих по колено в воде. Между ними ходит священник с большим золотым крестом, который переливается на свету и бросает на песочное дно, которое видно сквозь прозрачную воду, солнечных зайчиков. Вокруг трава и деревья. Несколько человек, одетых в белые крестьянские рубахи, уже стоят на берегу. Кто-то вытирается. Кто-то беседует. Поют птицы.
Закройте глаза и продолжите сами. Мысленно походите между этими людьми. Разглядите их.
Обратите внимание. Это лично ваша картинка. Далеко не факт, что так и было на самом деле. Даже скорее, было совсем не так. Но, когда на экзамене учитель спросит вас, дату  крещения Руси, вы же будете вспоминать не какое-то отвлеченное действо, а вспомните как раз эту, может быть и не правильную, но лично вашу картинку, возникающую в вашей голове при словах «крещение Руси».
Теперь осталось совсем немного. Хорошо прочувствовав эту картинку, войдя в нее и разглядев, нужно просто «вставить» в нее те цифры, которые образуют дату исторического события. Но цифры нужно не бездумно развешивать на деревьях и бросать под ноги. Они должны быть представлены в виде предметного символа.

Итак. Приступим. Крещение Руси произошло в 988 году. Первая цифра в этой дате – 9. С чем может ассоциироваться цифра 9? На что она похожа? Не нужно стремиться к полному сходству. Достаточно того, чтобы в вашем воображении цифра напоминала какой-то конкретный предмет. Например, цифра девять может быть заменена в нашей картинке колечком на палочке, через которое обычно дети пускают мыльные пузыри. Ведь похоже?
Представляем ту же картину: Река. Люди. Солнце. Деревья. Но теперь приближаемся к одному человеку на берегу и обнаруживаем, что он пускает мыльные пузыри, которые разлетаются по всему берегу, летают между людьми в воде. Присмотритесь именно к колечку, через которое он дует. Это наша девятка.
Осталось две восьмерки. Их можно заменить, например, двумя молодыми женщинами. Ведь форма цифры восемь отдаленно напоминает женскую фигуру 90-60-90.
И тогда получается, что мы рассматриваем, как договаривались, картину. Замечаем человека, пускающего мыльные пузыри. Пузыри летают и приводят нас к двум девушкам, которые о чем-то беседуют на берегу.
Принцип соединения между цифрами должен быть таким же, как при соединении образов в методе свободных ассоциаций. То есть каждый образ, заменяющий цифру, должен идти строго в соответствие с порядком, в котором он идет в запоминаемой дате. Если пренебрегать этим правилом, то вместо 1672 года у вас может получиться 7261 или 2176.
Давайте разберем пример посложней.
Запомним-ка даты правления Петра I.
Сначала, как вы уже, наверное, догадались мы представляем себе Петра. Кто как может. Например, так:
Высокий мужчина с черными кудрями и бакенбардами, взят с нижнего ракурса (образ из фильма про Петра, если видели). Стоит на берегу Невы. Сзади него гранитные ступеньки. Рядом огромный недостроенный корабль, по  которому, как муравьи, ползают рабочие.
Теперь давайте договоримся. Мы смотрим на его внушительную фигуру, и то, что сейчас начнет твориться слева от него – это начало его правления, справа – конец.
Слева на недостроенном военном корабле рабочие ставят длинную мачту – 1. На конце мачты устанавливается флаг, который до этого был свернут в рулон и из-за того, что нет ветра так и повисает – 6. Резкий порыв ветра разворачивает флаг, и мы видим, что на нем изображен бинокль – 8. Приближаемся к биноклю, смотрим через него на воду, а по ней плывет лебедь – 2. 1682 год – начало правление Петра I.
Справа к Петру подходит высокий, худой человек – 1. Сгибается в низком поклоне – 7. Поднимает с земли металлический крючок, причудливой формы – 2. Петр берет крючок и переворачивает его – 5.
В 1725 году Петр оставил престол.
Так когда, говорите, было крещение Руси?


0 Response to "Метод запоминания дат и исторических событий"