Критерии оценки блога


В 2011-2012 году РЦОКОиИТ проводил VIII Фестиваль  «Использование информационных технологий в образовательной деятельности». Тематика Фестиваля связана с деятельностью педагогических работников по созданию, использованию и продвижению блогов в сети Интернет. Очень заинтересовали критерии оценки блога - на мой взгляд довольно логичные и компетентные. Не могу не поделиться - этот материал заставляет задуматься и проанализировать свою работу (своей я не очень довольна, чего-то не хватает - буду работать)
Все критерии описаны в замечательном блоге Ээльмаа Юрия "Ничего себе. Все людям", вот они:

Содержательность работы

Материалы блога написаны автором самостоятельно
0 баллов — материалы взяты из других источников и не оформлены как цитаты
3 балла — материалы частично заимствованы, их включение автор блога старается описать
5 баллов — материалы полностью самостоятельны, цитаты используются к месту
Критерий вводился для поощрения педагогов, которые большую часть текстов в блогах пишут самостоятельно. Игнорировались блоги, созданные по принципу "copy-paste", в которых авторы просто переносили материалы из учебников или других источников. 
Записи в блоге регулярно обновляются
0 баллов — реже одного раза в месяц
2 балла — 2-3 раза в месяц
4 балла — еженедельно
6 баллов — чаще одного раза в неделю
Педагогический блог — хронологическая лента сопровождения учебного процесса. Если он ведется постоянно, значит это не украшение, не «фишка» учителя, а постоянный инструмент сопровождения. Обновляется реже, чем раз в месяц — блог умер. Имеется в виду, конечно, блог учителя-предметника, а не блог проекта, который имеет жизненный цикл.
Блог является инструментом организации учебной деятельности (на блоге отражена деятельность детей в разных форматах (рабочие тетради, комментарии, формы фиксации детских работ – видео, презентации, фотографии и пр. – по образовательной или общекультурной тематике)
0 — блог монологичен
5 — пользовательская активность наблюдается периодически
10 баллов — блог является постоянной площадкой диалога
Здесь у участников уже была возможность получить большее количество баллов. Что «делает» блог — монологически повествует или его наполнение такого, что рождает и провоцирует читателя (ученика) к сотворчеству, к совместной деятельности. Это невозможно сделать искусственно — либо есть, либо нет. Оценивалось содержание материалов обратной связи.
Блог — не просто коллекция материалов, материалы имеют ориентацию на учебную деятельность, общекультурное развитие детей и соотносится с содержанием изучаемого предмета или общепедагогическими — воспитательными, развивающими — задачами
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 3 балла
да — 5 баллов
Этот параметр присутствовал в большом количестве блогов, но были и случаи, когда проект был посвящен хобби, личным увлечениям или просто автор размещает ссылки — непонятно, зачем.

Блог является точкой входа в информационно-образовательное или информационно-культурное пространство, материалы блога содержат ссылки на разнообразные информационные ресурсы образовательного или общекультурного содержания
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 2 балла
да — 3 балла
Довольно важный, на наш взгляд, параметр. Часто от средних учителей можно услышать: «Знакомить с Интернетом — этим пусть учителя информатики занимаются, мы предмет ведем» или «Что ваш (!!!) Интернет — они там только в Контакте сидят, сколиоз зарабатывают». Никто, кроме учителя-предметника, не может деятельностно познакомить ученика с веб-ресурсами по биологии, физике, литературе и пр., научить ими постоянно пользоваться, а не приходить к учителю и говорить: «Я не нашел информацию (книги не было в библиотеке)». И долг педагога — показать, что в Сети есть не только социальные сети, а что-то еще интересное. Поэтому педагогический блог должен быть такой «точкой входа», развилкой, от которой отходят другие сетевые дороги.
Соблюдаются авторские права, даны ссылки на материалы, заимствованные из внешних источников
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 2балла
да — 3 балла
Это вопрос педагогической культуры, которую надо передавать детям. Вспоминается ответ директора одной финской школы, где учились дети различного вероисповедания: «Мы не рассказываем о толерантности, мы просто в столовой не готовим свинину». Вот точно так же нет смысла рассказывать об авторском праве, его надо соблюдать: взял откуда-то — укажи. Если учитель так не поступает (или пара сотен килобайт текста сопровождается пометкой «по материалам Интернета») — что с ученика спрашивать?
Наличие истории (архива)
0 баллов — месяц и менее
2 балла — 2-3 месяца
4 балла — 4-6 месяцев
6 баллов — полгода-год
8 баллов — более года
Естественно, приоритет отдавался блогам, которые открыты не вчера для фестиваля, а имеют историю. Забегая вперед, в числе лучших у нас оказался блог, которому только 4 месяца, но он такой мощный! 
На блоге есть представление автора, обращение к читателям, оговорены цели, аннотировано содержание, определен круг адресатов
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1балл
скорее да, чем нет — 2 балла
да — 3 балла
Несмотря на то, что блог учителя — ресурс довольно узконаправленный, важно, чтобы новый посетитель с первых минут получал представление о том, где находится, куда «пойти», что здесь можно найти.
Есть информация об авторе, координаты для связи
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 2 балла
да — 3 балла
На практике оказывается, что часто нужно обратиться к автору блога лично, возможно, по вопросу, не касающемуся какого-то конкретного поста. Писать комментарий в первый попавшийся пост — неудобно. Поэтому логично, что на блоге должны присутствовать хоть какие-то формы связи, хотя бы email. Лучше — страница со ссылками на профили автора в различных сетевых проектах.
Технологичность
Дизайн и оформление блога соответствует содержанию
0 баллов — не соответствует
2 балла — соответствует
Спорный критерий, потому что может привести к идиотскому диалогу: «— Ваш дизайн не соответствует содержанию. — А я считаю, что соответствует. Немая сцена». Введение критерия, скорее, должно было не дать лишних двух баллов тем, кто вовсе не задумывается, что образовательный блог — это хоть какой-то стиль, какая-то визуальная связь с обучением, а не только «пусть серо-буро-малиновый бдыжь, но зато мне нравится». 0 баллов из 46 блогов получили здесь двое (естественно, могу говорить только о своей оценке)
Дизайн и оформление блога
0 баллов — используется типовой шаблон
5 баллов — используется типовой шаблон с авторскими изменениями
8 баллов — авторский дизайн блога
Как поняли в процессе заполнения — не важный параметр. Во-первых, авторский дизайн не имеет никакой связи с качеством контента (например, победитель фестиваля здесь получил ноль). Во-вторых, чтобы понять, ставить тут 5 или 8 баллов, надо влезать в HTML-код блога, а все ли члены жюри могут в коде увидеть необходимое? Сомнительно. В-третьих, создать авторский дизайн блога могут только учителя информатики (желательно понимать HTML, CSS, видеть, где начинается и где заканчивается скрипт, не запутаться в разметке большого количества вложенных таблиц + у той же Blogger-платформы есть свои специфические переменные), да и то не все. Так зачем искусственно отсекать остальных предметников?
Наличие навигационных элементов (облако тегов, аннотация содержания и пр.)
0 баллов — навигационные элементы отсутствуют
2 балла — навигационные элементы присутствуют частично
4 балла — навигационные элементы присутствуют
Так как блог — это лента сообщений в хронологической последовательности, которые со временем утекают в архив и найти что-либо оказывается сложно, навигация в блоге чрезвычайно важна. Все, что не отмечено, не оттегировано, по сути своей безвозвратно пропало: найти ничем не отмеченный пост полугодичный давности найти уже вряд ли получится. Более того, облако тегов — постепенно формируемое семантическое поле данного блога. Итого: критерий очень важный. 
Мультимедийность (использование материалов сторонних сервисов, медийная разноформатность подачи — иллюстрации, аудио, видео)
0 баллов — весь материал в «сплошном» текстовом виде
1 балл — однообразное использование других форм
3 балла — материалы подаются в разных форматах
Поощрительный критерий. Не будем здесь долго распространяться о клиповом сознании ученика, о неумении читать сплошные тексты, о медийном мире вокруг. Но то, что блог лучше работает с различными форматами представления данных — наверное, бесспорно.
Целесообразность используемых дополнений, расширений, гаджетов
0 баллов — дополнения не соответствуют тематике и задачам блога
2 балла — дополнения адекватны тематике и задачам блога
Не совсем корректный, наверное, критерий, поэтому и баллов за него немного. Если блог на платформе Livejournal — никаких расширений не будет. На Blogger и на WordPress они будут, но принципиально различные. Вводился критерий чтобы не поощрять стремление бессмысленно раскрашивать свой проект «часиками-солнышками-рыбками», которые только отвлекают посетителя, ничего не привнося содержательного.

Вообще говоря о технологичности блога, надо понимать, что это вопросы вторичные. Можно на совершенно типовом двухцветном шаблоне создать полноценную электронную среду взаимодействия, а можно наваять бессмысленный «блог-салют». Важно грамотно представлять себе «кубики», из которых собран блог (облако тегов, различие между постом и страницей, осмысленные гаджеты, настройки), а остальное — контент и формы работы с ними.

Социальность
Блог имеет связи с информационно-образовательной средой школы (школьный сайт, блоги педагогов, блоги учеников) или профессионального сообщества (блоги коллег)
0 баллов — связи отсутствуют
3 балла — связи присутствуют формально
5 баллов — связи присутствуют, происходит профессиональный информационный обмен
Критерий выявил довольно интересный факт — большинство проектов живут сами в себе, а не в Сети. Есть учитель-автор, есть ученики-читатели (реже —соавторы). И ни одной ссылки наружу. Такое впечатление, что блог — как урок в классе: прозвенел звонок, закрыл дверь, начали работать; закончили работу, дверь открыли, ушли. Выхода за пределы нет. То, что блог, простите за банальность, размещен в Интернете, а не в локальной сети школы, не используется. Автор не учитывает, что он не «один в поле воин», в той же школе есть другие образовательные инициативы, есть коллеги-блогеры в Сети, которых можно читать. Нет, сидим в окопе, наружу не высовываемся. Конечно, эта картина не абсолютная, большинство победителей «выходят в мир», но более половины из рассмотренных 46 проектов именно таковы. Как преодолевать — вопрос.
Материалы блога имеют заметную направленность на совместную работу, сотворчество, «провоцирование» совместной деятельности
0 баллов — нет
2 балла — скорее нет, чем да
5 баллов — скорее да, чем нет
10 баллов — да
Здесь уже баллов больше. Выявлялась позиция учителя, ведущего блог: или его устраивает монологическое повествование, или он задает вопросы, ищет отклика, именно провоцирует обратную связь. Возможно, эта связь и не всегда проявляется, но важна ориентация риторической модели ведущего блог на совместность.
Блог является площадкой педагогического (педагог-ученик, педагог-родитель, педагог-выпускник) или профессионального (педагог-педагог, педагог-администратор) диалога
0 баллов — комментарии отсутствуют или единичны
5 баллов — диалоги в блоге периодически имеют место
15 баллов — значительное количество сообщений содержит обратную связь с посетителями
20 баллов — блог — постоянная профессиональная дискуссионная площадка
Как известно, одним из качественных отличий блога от сайта является наличие комментариев к постам как удобному способу обратной связи. В страницы сайта тоже может быть встроена возможность оставлять комментарии, но монологический сайт более представИм, чем монологический блог. Я когда-то сформулировал, что образовательный блог — это инструмент расширения канала коммуникации учителя и ученика. Наверное, тут нужно внести коррективу: «двунаправленной коммуникации». Таким образом, без обратной связи полноценного блога нет. В этом критерии оценивалось не только наличие и количество комментариев, но главное — их частотность. Несложно сделать один-два поста с 30 комментариями, попросту заставив класс ответить здесь и сейчас — на уроке. Много сложнее ввести систему постоянного реагирования, чтобы у каждого поста (или большинства) появлялось 5-10 коммментариев. Тогда блог — это уже площадка диалога, а не амвон для педагогических проповедей. За это не жалко и 20 баллов, потому что это процесс долгий и трудоемкий.
Блог стимулирует становление сообщества (появление проектов, инициатив, продуктов сетевой учебной деятельности)
0 баллов — нет
5 баллов — попытки сделаны, но они неудачны
20 баллов — можно увидеть некоторое количество продуктов сетевой деятельности
50 баллов — блог как постоянный генератор коллективной сетевой активности педагога и учеников, блог координирует постоянную сетевую работу, которая становится органичной частью учебного процесса
Максимальное количество баллов по всем номинациям в нашем Фестивале было 150. При этом в этом критерии была возможность получить сразу 50 баллов. Идея заключалась в том, чтобы получивший здесь высший балл мгновенно вырывался в победители. Более 30 участников в этом критерии получило 0 баллов, потому что никаких следов сообщества в их блогах не было видно. Здесь важно то, что блог учителя становится не дополнением, улучшающим и облегчающим работу в традиционных форматах, а образовательный процесс частично переносится в электронную среду . Да, это сложно, но, как показала практика, возможно.

Поощрительные баллы
Выразительный авторский стиль, авторская интонация приемы подачи материала
(необязательный вопрос, отмечается при необходимости)
5 баллов

Штрафные баллы
Невыверенные тексты с орфографическими и грамматическими ошибками
минус 5 баллов
Фактические ошибки в материалах, публикация непроверенных сведений
минус 5 баллов



0 Response to "Критерии оценки блога"