Здоровье - всему голова: медицина на Руси


Испокон века февраль слыл самым тяжелым месяцем. Подходили к концу запасы, одолевал авитаминоз, детей и стариков подстерегали болезни. Медицинское обслуживание на селе отсутствовало, поэтому народ уповал прежде всего на вековой опыт врачевания травами ,снадобьями и приправляли все это юмором.  Например: «Болит голова – остричь догола, посыпать ежовым пухом  да ударить обухом», «Заболит нос – высунь на мороз, сам отвалится и здоров будет».
На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. О траволечении говорили так: « На всякую болезнь зелье вырастает».
   Нередко для лечения прибегали к заговорам. Если больного мучила лихорадка, то приговаривали: "Марья Иродовна, приходи ко мне вчера". От куриной слепоты смотрели в дырочку доски, из которой выпал сучок. От глазных болезней двенадцать раз умывались утренней росой. От отеков пили овсяный кисель с воском. 
 С принятием христианства характер лечения несколько изменяется. Христианская религия вводит новые элементы – молитву и пост. Медициной начинают заниматься духовные люди.
Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли лечцами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сыну. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».
 В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок. В «Повести временных лет» приведен легендарный рассказ Андрея Первозванного о банях: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрас- Баня в Древней на, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут». В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве».

Пьянство на Руси не прощалось никогда. Даже был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить не шее длительное время.
Древнейшим памятником русской медицинской литературы является статья в «Изборнике Святослава», в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в Х в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1703 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославича. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений.
В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовавшиеся средствами народной медицины, - Демьян Целебник и Агапит – «врач безмездный», лечивший в Киеве в XII в. Агапит излечил киевского князя Владимира и отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В XI в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в XII в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава об их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе – выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении.
В 1130 г. внучкой Владимира Мономаха – Евпраксией Мстиславовной – был написан трактат «Мази», который состоит из пяти частей и включает 29 глав. Первые три части содержат гигиенические советы и указания, а две последние – описание некоторых болезней и средств их лечения. В пяти главах четвертой части приведены рецепты для лечения различных наружных болезней: «О болезнях рта», «На паршивость головы». В пятой части – две главы: «О болезнях желудка», «О болезнях сердца».
К XV в. относится «Лечебник Строгановых лекарств». В 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий».
Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий. Е. А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси «...считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам».
Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин (1735-1802 гг.) в «Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» (1773 г.) писал: «Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней».
Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции.
Прославленный русский полководец А. В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. «При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным» - вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении «Наука побеждать» он писал: Солдат дорог!.. Береги здоровье... Кто не бережет людей - офицеру арест, унтерофицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет.
Высокая степень собственной физической закалки, а также и его войска позволила А. В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход по снегам и льдам Альп и штурмом овладеть Сен-Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.
Фельдмаршал М. И. Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В. Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: «Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег...»
Огромное количество народных рецептов от всех болезней дошли до нас сквозь века и сегодня помогают не хуже современных таблеток ,только пользоваться ими надо тоже осторожно , еще в древности люди понимали: «Самого себя лечить – только портить».   
Источники:
Статья Е.Кулаковой «Здоровье – дороже богатства» крестьянская Русь № 3 январь 2011 г.


4 Response to "Здоровье - всему голова: медицина на Руси"

  1. Светлана Михайлова says:
    14 февраля 2011 г. в 05:32

    Актуальный материал!Спасибо!

  2. Смирнова Татьяна says:
    14 февраля 2011 г. в 11:04

    Светлана Анатольевна, огромное Вам спасибо за внимание и комментарии, рада, если статья понравилась.

  3. Елена Иванова says:
    20 февраля 2011 г. в 10:42

    Читала материал с удовольствием. Будем не только учить, но и лечить!

  4. Смирнова Татьяна says:
    20 февраля 2011 г. в 11:21

    Елена Михайловна, спасибо за оценку материала, приятно, что сообщение заинтересовало, для того и работаем в блоге