Памятки для ученика

МЫ УЧИМСЯ ДОКАЗЫВАТЬ

1.       Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
2.       Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
3.       Определите вывод, который будете доказывать.
4.       Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
5.       Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
6.       Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
7.       Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

1.       Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
2.       Определите черты сходства и различия.
3.       Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
4.       Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
5.       Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ

1.          Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
2.          Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
3.          Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
4.          Правильность и чистота речи.
5.    Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
6.          Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

МЫ ИЗУЧАЕМ ВОЙНЫ

1.   Причина и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил;
планы сторон.
2.   Ход войны (основные этапы):
повод к войне и ее начало;
основные этапы и главные сражения;
окончание войны, условия мира, итоги.
3.   Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.


ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1.       Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2.       Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
3.       Интересы какого класса выражает исторический деятель?
4.       Значение его личных качеств.
5.       Оценка результатов деятельности исторической личности.

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ О РЕВОЛЮЦИИ

1.       Причина революции.
2.       Задачи революции («зеркально» причинам).
3.       Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4.       Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
5.       Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
6.       Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
7.       Итоги революции.
8.       Значение: а) международное, б) внутреннее.

Памятка  «Как писать реферат».

1.              Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
2.              Составьте его план.
3.              При чтении литературы выделите основные идеи в положениях, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
4.              Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
5.              Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
6.             Оформите реферат.

Структура реферата.

1.             План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
2.             Обоснование выбора темы.
3.             Теоретические основы выбранной темы.
4.             Изложение основного вопроса.
5.             Вывод и обобщения.
6.             Практическое значение реферата.
7.             Список использованной литературы.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

План реферата.

1.  Вводная часть. Обоснование выбора темы:
-                   ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
-                   новые современные подходы к решению проблемы;
-                   наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться.
-                   противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
-                   личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
2.  Основная часть:
-                   суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;
-                   критический обзор источников;
-                   собственные сведения, версии. Оценки.
    3.   Заключение:
-                    Основные выводы;
-                    Результаты и личная значимость проделанной работы;
-                    Перспективы продолжения работы над темой.

Правила конспектирования:
1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как составить синхронистическую таблицу
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Характеристика политического строя государства:
1. Форма правления: монархия или республика
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-закoнодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6.Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Сoдержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.


Памятка: Как читать учебную литературу,
чтобы прочитанное лучше запомнилось
Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.
Более эффективен – метод кодирования.
По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:
-   прокомментировать новые данные;
-   оценить их значение;
-   поставить вопросы;
-   сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.



ПАМЯТКА УЧАЩЕМУСЯ
1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.
2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям.
3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.
4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.
5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.
6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.
7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.
8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.
9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.
10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).
11. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.
Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.
В общем виде формула работы такова: прочитал, проанализировал, осмыслил.
Читай внимательно, вдумчиво.
При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.